В Волгоград мы прилетели около полудня. Тк аэропорт расположен недалеко от города, у нас еще было время чтобы что-то посмотреть. Первым местом стала Привокзальная площадь.

Современное здание вокзала построено уже после войны, тк во время Сталинградской битвы оно было частично разрушено. Строительство велось с 1951 по 1954 годы на фундаменте старого вокзала.

Перед зданием расположен фонтан “Детский хоровод”, ставший одним из символов трагедии Сталинграда во время войны.

Рядом с вокзалом находится первый из филиалов музея-заповедника “Сталинградская битва”, который мы посетили. Но тк сестра не очень любит стандартные музеи, мы его практически пролетели. Немного покажу и расскажу. Мемориально-исторический музей расположен в особняке известных царицынских купцов Репниковых, который был построен в 1903 году. Здание является памятником архитектуры регионального значения и памятником истории федерального значения.

Во время Гражданской войны здесь располагались штаб обороны Царицынского Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, а также Губернский военный комиссариат.

В 1937 году здесь был открыт музей обороны Царицына имени Сталина. Экспозиция музея рассказывала о превращении города в крупный промышленный центр, истории гражданской войны на территории города и его окрестностей.

В начале войны музей эвакуировали в Заволжье, здание сильно пострадало во время сражений, а после победы в Сталинградской битве экспонаты были возвращены в город.

В 1948 году была открыта новая экспозиция, которая разделялась на три этапа: оборона Царицына, оборона Сталинграда, восстановление Сталинграда.

После открытия панорамы “Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом”, в этом филиале открылась экспозиция, посвященная Гражданской войне на Юге России.

После музея мы прошли к площади Павших борцов, в центре которой стоит мемориал с вечным огнем.

Здесь же расположено здание Центрального универмага, в подвале которого в январе 1943 года был пленен личный состав 6-й армии Вермахта во главе с генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом.

Сейчас здесь располагается музей “Память”, экспозиция не очень большая, но место историческое. Наряду с мемориалом на Мамаевом кургане и панорамой считаю это место обязательным к посещению в Волгограде.

На следующий день мы поехали на высоту 102,0, которая являлась главной высотой времен Великой Отечественной войны. Так на военных картах обозначали место на правом берегу Волги, это Мамаев курган, символ Сталинграда.

Место очень монументальное и очень эмоциональное!! Во время всего подъема к монументу “Родина-мать зовет” эмоции только нарастали, а слезы текли, не спрашивая.

Мы бродили здесь с 9 утра, кроме нас было еще человека 3-4, а к 11 уже начали приезжать группы, поэтому рекомендую планировать посещение чем раньше, тем лучше. Когда нет огромных толп (исключая дни памяти), все воспринимается иначе, более правильно что ли.

От Храма Всех Святых по аллее Дружбы народов мы вышли к культурному центру “Сталинград”. Здесь находится музей Сталина И.В. Всего три небольших зала, в которых экскурсовод рассказала историю жизни личности. Да, после посещения этого музея можно либо найти ответы на вопросы, либо эти вопросов станет больше. Свои ответы я нашла, а пока рекомендую посетить это место!!

Следующий день на улице была отличная погода, и мы решили погулять по городу!!

Практически каждый день пунктом отправления была площадь Павших борцов, тк здесь мы завтракали. После мы отправились в Комсомольский сад. Несколько лет назад с сестрой ездили в поселок Саперный в окрестностях Петербурга, где были сделаны декорации для съемок фильма “Сталинград”. Озадачились найти реальные объекты в Волгограде. Так вот в музее “Память” нам подсказали, что театр в фильме – это нынешний Новый экспериментальный театр, мимо которого и лежал наш путь в сад.

Во время Сталинградской битвы здесь проходили ожесточенные бои, и здание драматического театра имени Горького сильно пострадало. В 1952 году была закончена реставрация театра, но внешний облик был сильно изменен, поэтому мы и не могли понять, где же расположен театр из фильма. В 1989 году драматический театр имени Горького был закрыт и труппа расформирована, а позже здание отдали Новому экспериментальному театру. Внутрь мы не попали в виду отсутствия времени, но очень рекомендовали, и значит, будет повод вернуться!! На площади перед театром стоит памятник Александру Невскому.

Сразу за зданием театра мы оказались в Комсомольском саду, старейшем парке города, открытому в 1886 году. Сюда мы шли из-за здания, построенного в промышленном стиле.

Здание первой пожарной части в Царицыне было построено в конце 19 века. Потом было разрушено: по одним данным в 1930-е годы, по другим – в Сталинградскую битву. Но разрушено было, восстановили в 1950-е годы, но без каланчи. В первоначальном виде здание вновь увидело свет только в 1990-е годы.

Практически в центре сада стоит Православная Часовня в честь Иконы Урюпинской Божией Матери, построенная в 2004 году на месте первого Царицынского кладбища.

Немного в стороне памятник трамвайному вагону.

И еще один милый памятник зайке, которого бросила хозяйка, из стихотворения Агнии Барто!!

После сада мы двинулись в сторону набережной Волги.

По пути увидели еще одну церковь – Храм Святого Иоанна Предтечи, первое упоминание о котором было еще в 17 веке. После постройки каменной церкви ее посещал Петр I, в 30-е годы 20 века церковь взорвали. Во время Сталинградской битвы здесь сначала была позиция наших войск, затем немцы укрепили фундамент храма, оставшийся после взрыва, превратив его мощный ДОТ. В 90-е годы заложили камень на строительство нового храма, и в 2001 году в церкви прошло первое богослужение.

Практически напротив храма увидели интересное здание, построенное в середине 20 века, здесь располагается ресторан “Маяк”.

По пути к речному вокзалу поднялись к ротонде. На стене табличка с надписью: “Во время войны на этом месте стояла зенитная батарея, расчет которой в сентябре 1942 года стойко отражал атаки немецких танков, пытавшихся пробиться к Волге. В неравной схватке бойцы-зенитчики пали смертью храбрых”.

Здание речного порта в Волгограде было построено во второй половине 20 века. К волгоградскому вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Также комплекс содержит концертный зал.

Но мы сюда шли не ради вокзала, а ради вот этого вида!! Волга просто потрясающая!!

После фотографирования Волги, мы поднялись через Ворота города в парк Победы. Парадные ворота появились здесь во второй половине 20 века.

Во время войны здесь через Волгу была устроена переправа для танков. Ворота считаются парадным входом в город!!

Наверху к чемпионату мира по футболу установили декоративную композицию.

После мы поехали прокатиться по детской железной дороге, но, увы, сезон еще не открыли. Но тк мы уже были там, решили осмотреться. Здесь, на площади Чекистов, установлен монумент воинам 10-й дивизии войск НКВД и милиционерам Сталинграда – защитникам города в 1942-1943 годах. Этот памятник является первым в мире памятником чекистам.

С другой стороны площади стоит еще один памятник, посвященный героям войны. Это памятник истребителям фашистских танков!! Во время Сталинградской битвы существовало несколько отрядов собак-подрывников. За всю битву ими было уничтожено более 60 вражеских танков.

Один из известных подвигов, когда один такой отряд уничтожил 42 танка, 2 бронемашины и сотни фашистов. К сожалению, из 202 собак и 202 человек, осталось в живых всего 54 бойца со своими подопечными, остальные погибли.

Утром следующего дня за окном шел дождь, и поэтому мы решили идти в музей “Сталинградская битва”. Музей открыли к 40-летию Великой Победы на месте высадки 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А.И. Родимцева в сентябре 1942 года.

На верхнем этаже музея расположена панорама “Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом”, сюжетом которой стала операция “Кольцо”.

На первом этаже расположены постоянные и временные экспозиции, где можно увидеть фотографии, документы, награды и личные вещи участников Сталинградской битвы. Музей очень большой, на его посещение нужно планировать не меньше, чем пол дня.

Вокруг здания музея тоже много интересного. На площади перед главным входом можно увидеть образцы военной техники.

Отсюда открывается вот такой вид на Волгу, погода как раз для посещения подобного места.

С другой стороны привлекают внимание руины мельницы им. Грудинина (бывшая Гергардта) по состоянию на 1943 год. Прямо перед ними копия одного из символов трагедии Сталинграда – фонтана “Детский хоровод”.

Через дорогу напротив знаменитый Дом Павлова.

Так он выглядит со стороны площади Ленина.

А вот и памятник Ленину.

После мы на метротраме поехали утепляться, тк температура упала и мы замерзли. Да, в Волгограде нет метро, как в Москве и Петербурге, здесь скоростной трамвай ездит как на поверхности, так и под землей. Первый раз с таким столкнулась в Кривом Роге.

На следующий день мы поехали в самый южный и самый большой район Волгограда – Красноармейский. Протяженность района 35 км, это столько же сколько от него до центра города, поэтому решили добираться сюда на электричке.

Первые поселения здесь появились во времена правления Екатерины II, как немецкая колония гернгутеров – Сарепта. В 1920 году Сарепту переименовали в поселок Красноармейск, а в 1931 году он стал частью Сталинграда. Вот именно посмотреть на бывшую колонию гернгутеров мы сюда и приехали. По дороге встретили бюст Маршалу Победы Г.К. Жукову.

Тк в Сарепту мы приехали в среду, посетителей в 10 утра здесь еще не было, и экскурсия была для нас двоих. Экскурсия длится где-то полтора часа, вы ходите от здания к зданию, которых здесь больше 20. К сожалению, войти можно всего в несколько зданий, остальные нуждаются в реставрации.

Место очень интересное и уникальное, я никогда о нем не слышала, да и не только я, не все местные жители о нем знают.

Полный фотоотчет по нашей прогулке в Сарепте тут. А пока пойдем дальше. Мы двинулись в сторону самого большого памятника в мире, установленного реально жившему человеку. Переходя через мост, можно лицезреть вот такой вид на Волго-Донской судоходный канал.

Далее по Севастопольской набережной мы идем в направлении нашей цели.

По пути видим вот такое монументальное здание, где располагается Музей истории Волго-Донского судоходного канала. Внутрь не попали, был закрыт.

Далее на мысе Сарпинского полуострова можно разглядеть маяк. На стенах маяка ростры, изображающие носовые части старинных судов.

На одной из стен, с помощью зума, можно прочитать: “Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918-1919 годах, Сталинград – в 1942-1943 годах”.

И вот, наконец, мы дошли до памятника Ильичу.

Да, он самый высокий в мире. Высота памятника 27 метров, с постаментом 57 метров. Расположен памятник у входа в Волго-Донской канал.

При открытии канала, здесь стоял памятник И.В. Сталину, но его демонтировали во времена десталинизации. И до момента установки Ильича, на набережной стоял пустой постамент.

Вид на Волгу от Ильича вот такой красивый!!

На обратном пути прошли мимо небольшой часовни Святого Праведного адмирала Феодора Ушакова.

И вот, дошли еще до одной достопримечательности Волгограда, в частности его Красноармейского района – Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина.

Канал соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону (туда не добрались, но есть желание). Общая протяженность канала около 100 километров, в его составе 13 шлюзов, 3 из которых расположены в черте Волгограда. На фото первый из шлюзов. За период навигации по каналу проходит около 5000 судов.

Здесь же была возведена арка высотой 40 метров (хотя кажется, что ниже) – ворота первого шлюза канала. Строительство канала велось с 1948 по 1952 годы.

Идем дальше. Тк солнце припекало, захотели молочный коктейль, и поесть его решили в уникальном месте (ну, это я думала так, пока готовилась к поездке). В общем кафе “Як-40”, думала поностальгируем.

В детстве в поселке Искателей стоял самолет, внутри которого располагалось детское кафе, где мы ели мороженко и смотрели мультики, вот я и подумала, что может быть не мороженко, но все будет внутри. Но нет, самолет просто стоит рядом с крохотной кафешкой, где местные пьют пиво.

Ну, мы тоже решили охладиться, и к нам присоседился вот такой грустный кот.

После осмотра всех запланированных мест в районе, я потащила сестру на Лысую гору. Это место расположено как раз на обратном пути в город, ну, не считая того, что на вершину мы шли пешком.

Лысая гора – это самая высокая точка Волгограда, а не Мамаев курган. Высота 145,5 метров, отсюда открывается панорама юга города.

Во время Сталинградской битвы здесь проходили ожесточенные бои в течение 147 суток. Сейчас здесь установлен мемориал “Лысая гора”.

Еще один день мы решили провести в пригороде Волгограда – городе Волжский. Дорога в Волжский проходит по плотине крупнейшей ГЭС в Европе – Волжская ГЭС. Мы вышли сразу после плотины, чтобы посмотреть на нее со стороны, тк на самой плотине останавливаться нельзя и пересекать ее пешком тоже.

Плотина, конечно, впечатляет. На мой взгляд, это самые грандиозные строения, созданные людьми!!

После мы поехали в Волжский. Город, кажется не большим, но проживает в нем более 300 тысяч человек. Тк город молодой, исторических достопримечательностей не много, но посмотреть есть что. В городе много парков. Здесь очень чисто и уютно!!

На обратном пути из Волжского мы остановились у Мамаева кургана, чтобы посмотреть на мемориал с подсветкой.

В последний полноценный день в Волгограде, мы пошли в бизнес-центр “Волгоград Сити”, чтобы подняться на смотровую площадку.

О попытке попасть туда можно посмотреть здесь. Вид оттуда, конечно, нереальный!! Чувствуешь себя на крыше мира!!

Когда мы спустились, решили взять в прокат велики и немного прокатиться. Прокат велосипедов мы нашли возле ТРК “Европа Сити Молл”. А кататься поехали в расположенный рядом Центральный парк культуры и отдыха. При входе в парк расположен мемориал памяти героям Великой Отечественной войны из Азербайджана.

С конца 19 века здесь располагался Нобелевский городок – поселок для рабочих нефтепромышленного комплекса. История же парка начинается в 60-е годы 20 века.

В начале 2000-х годов территория парка пришла в запустение, а в 2013 году во время визита делегации из Азербайджана, было принято решение о строительстве парка Дружбы Волгоград-Баку на части ЦПКиО.

В центре парка стоит копия Девичьей башни, оригинал которой находится в Баку.

Протяженность аллей парка около 6 километров, так что покататься есть где. С одной стороны парк упирается в тогда еще строящийся футбольный стадион.

Покатавшись в парке, мы выехали из него и поехали за ТРЦ. Оттуда открывается вид на знаменитый “Танцующий мост” и на строящийся променад (по состоянию на 7 апреля 2017 года). Но Волга красавица!!

После велопокатушек мы пошли дальше гулять по городу. Встретили две декоративные композиции.

По дороге к набережной установлен памятник мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы. Установлен здесь 9 мая 1995 года в память о мирных жителях, погибших от бомбардировок города 23-28 августа 1942 года. Памятник представляет собой немецкую авиабомбу, зависшую над женщинами и детьми. Всего на город было сброшено более 12 тысяч бомб, в результате этого было разрушено 85% жилого фонда, это около 42 тысяч зданий.

Ну, и последнее, что мы хотели сделать в Волгограде, но не были уверены в возможности – это прокатиться по Волге на теплоходе!!

Тк сезон еще не в разгаре, желающих не очень много, а теплоход может отправиться только при определенном количестве туристов. И тут мы решили подработать зазывалами!! Мы начали искать тех, кто не против прокатиться, и знаете, китайцы нас выручили, вся группа, которая гуляла по набережной, с удовольствием согласилась, и вот мы смотрим на город с воды!!

И это просто супер пупер ощущения!!

Волга для меня всегда была чем-то недосягаемым, тк в городах, которые стоят на Волге, не было знакомых, даже Енисей был как-то ближе!! И вот, еще одна река в моей жизни!!

Вечером мы пошли есть стейки в ресторан “Bar & Grill”, могу сказать, что они здесь просто божественные, рекомендую заведение!!

Ну, и в последний день, пока было время до вылета мы еще разок пробежались по центру города.

Опять зашли на площадь Павших борцов, и обнаружили свидетеля Сталинградской битвы – тополь с очень внушительным стволом.

Зашли в букинистический магазин и нагребли старых книг по истории Сталинграда, и заглянули на почту отправить открытки!!

Волгоград – был один из городов России, расположенных вверху списка для посещения, и вот, я здесь побывала. Впечатления двоякие: состояние города (ухоженность, дороги) оставляло желать лучшего (это было до ЧМ), но история города, о которой читала только в книгах, вдруг ожила, и получилось побывать в на местах событий!!

Я определенно рекомендую посетить Волгоград, здесь есть что посмотреть!! И я надеюсь, что еще вернусь сюда!!