За все время проживания в Петербурге, а это уже больше 10 лет, ни разу не помню такой глади на заливе!! Кроме кучи автомобилей, принадлежащих рыбакам, здесь нет никого, от слова “совсем”, как я люблю. Эта часть Финского зовется Выборгским заливом. Вход в него перегорожен полуостровом Киперорт, и поэтому получился наш собственный фьорд.

В этой тишине расположился один из самых малонаселенных городов России – Высоцк, численность жителей составляет чуть больше тысячи человек.

Главной достопримечательностью Высоцка является крепость Тронгзунд, точнее то, что от нее осталось.

Еще Петр I приказал построить здесь укрепления, хотя первое упоминание датируется 1532 годом. Сам город был основан в начале 18 века на самом большом острове Высоцкого архипелага тоже Петром I. Крепость же была построена во второй половине 19 века и стала одним из поздних оборонительных сооружений. Тронгзунд, в переводе со шведского, означает “узкий пролив”, тк город расположен в самом узком месте Выборгского залива. Город-крепость должен был защищать Выборг с моря.

Финнам город принадлежал с их независимости и до окончания Зимней войны (1917-1940 годы), а потом, как говорится, тютю, стал советским. В финский период город был переименован в Уурас, в переводе с финского “трудолюбивый”.

В августе 1941 года город оккупировали финны и немцы, в июне 1944 года освобожден советскими войсками в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. В 1948 году город был переименован дважды: в феврале в Петроостров, в честь кого объяснять не надо, а в июле в Высоцк, в честь Высоцкого Кузьмы Демидовича – Героя Советского Союза, погибшего здесь во время Зимней войны.

Теперь немного о крепости. В связи с началом русско-шведской войны в середине 17 века здесь планировалось построить крепость, но проект реализован не был. Во время Крымской войны пролив оборонялся батареями, расположенными на острове Малый Высоцкий. После пересмотра тактики обороны Выборга, в начале 1860-х годов здесь организовали важный узел обороны.

Схема укреплений представляла собой неправильный пятиугольник с валами и рвами. Строительство закончилось в 1867 году, выход из пролива был частично перегорожен. В начале 20 века укрепления были упразднены, хоть и сохраняли боевое значение, в том числе в Первую Мировую войну. За время своего существования ни разу не участвовали в боях.

В настоящее время крепость в неплохом состоянии, исключая туалеты во всех доступных местах.

Помимо крепости в Высоцке обнаружила маяки, похожие на грибы, здесь их два. Один стоит прям на берегу залива, а второй странно затесался в зелени.

Как мне сказала женщина, у которой я покупала местную рыбку, кроме крепости и маяков, тут ничего нет. Ну, я и не стала больше искать, если кто что найдет, обязательно поделитесь.

Дальше по маршруту был город Приморск, но по пути заехала в Глебычево, где до расформирования дислоцировался 332-1 отдельный гвардейский вертолетный полк ВВС РФ. И поэтому здесь, перед въездом в бывшую воинскую часть, установлен памятник вертолету МИ-4.

МИ-4 был разработан в начале 1950-х годов в ОКБ Миля. Являлся первым военно-транспортным вертолетом вооруженных сил СССР, а также первым советским вертолетом, который был оснащен грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.

В 1950-1970 годах был основным транспортно-десантным вертолетом стран Варшавского Договора. Памятник в хорошем состоянии, видно, что следят.

Далее я приехала в Приморск. Город тоже город с множеством названий, и здесь все сложнее, чем с Высоцком. Так вот первое упоминание датируется аж 1134 годом. А теперь поехали в будущее разбираться.

До 1268 поселение именовалось Бьёркё (от шведского “березовый остров”), а с 1268 по 1323 годы было два названия: плюс Берёзовское, и интересно то, что территория находилась одновременно под влиянием Швеции и Новгорода. После Ореховского мира территория отошла Швеции и название осталось только “ихнее”.

В 1719 Пётр I вернул земли и название появилось новое – Берёзовое. После последней русско-шведской войны к нам отошла Финляндия , а в 1917 году Берёзовое, вместе с ней, обрело независимость и стало именоваться Койвисто (ударение на первый слог). К нам город вернулся после Зимней войны и в 1948 году получил своё нынешнее название. Как говорится, все сложно, но как интересно!! Пока писала запуталась ещё больше, и сразу вспоминается учительница по истории Роза Ивановна со всеми этими датами.

Теперь пройдемся по достопримечательност­ям Приморска!! Здание, которое видно от­овсюду – Кирха Святой Марии Магдалины – творение финского архитектора Йозефа Сте­нбека (он же автор кирх в Зеленогорске и Мельниково).

Кирха была по­строена в начале 20 века, до этого строе­ние было деревянным, рядом стояла колоко­льня (постройка 1775 года). Затем кирху перевезли в Выборг, а колокольню остави­ли, в 1944 году она была разрушена, так что увидеть ее можно только на фото.
Здание выполнено в форме креста, высота шпиля 60 метров. Здесь побывал импера­тор Николай II и под­арил приходу денежные средства, на которые был изготовлен орган.

Во время Зимней войны кирха не пострадал­а, после того, как город перешел к СССР, здесь организовали Дом культуры и конюшню, ничего удивительного, прав­да?! А вот в начале Великой Отечественной войны внутри здания разорва­лся снаряд. Тк в 1941 году наша армия еще не была победитель­ницей, финны вернули себе Койвисто, и, соответственно, отрем­онтировали кирху, а в 1944 году мы получили город обратно, и в кон­це войны здесь располагался клуб моряков, потом из кирхи в местный кинотеатр пер­евезли много имущест­ва, примерно в этот период пропал орган, судьба его до сих пор неизвестна. Ходит легенда, что орган финны не успели выве­зти и спрятали в окр­естных лесах. Из-за изменившейся местнос­ти его теперь не мог­ут найти. В начале 1990-х годов его безуспешно искал приехавший в Ро­ссию бывший пастор.

В 1948 году здесь провели ремонт, лишив здание всех признаков кирхи. В начале 1990­-х годов здесь располагали­сь бар и дискотека. А в 1996 году краеведческ­ий музей, собственно, он и поныне здесь, только вход со стороны залива. Центральный вход проводит в Дом культуры.

Тк во время моего посещения в городе проходило празднование годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, вход в музей был бесплатный. Музей небольшой, но есть что посмотреть.

Если будете в Приморске, обязательно сходите на каменный мол!! Балтийского моря не увидите из-за Березовых островов, но вид здесь отличный.

Мол, кстати, строили финны!!

А это вид с мола на Приморск!!

Еще немного достопримечательностей Приморска. Памятник-орудие с бронекатера “БКА-324”. В 2000 году на дне залива был обнаружен корпус бронекатера, который подорвался на мине 4 июля 1944 года, когда выполнял боевое задание в Выборгском заливе в ходе Выборгской десантной операции.

Погибли четыре человека, остальные десять были сняты. Зенитную пушку 76,2-мм системы Лендера, которая стояла на катере, была поднята и установлена на постаменте.

Мемориал был открыт 7 мая 2010 года в парке 60-летия Победы. К 9 мая рядом с орудием установили памятные стелы в виде арок с фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны.

Чуть дальше от площади расположена братская могила советских воинов. Мемориал открыт в 1978 году и представляет собой стену, на которой установлены плиты с именами погибших. В центре  стены надпись: “В войне и битве кровавой вы отдали все, что могли, да будет вам вечная слава и вечная память земли”.

Справа памятник в виде фигуры морского пехотинца с преклоненным коленом. Перед стеной выложены гранитные камни с именами, всего имен 390.

Еще чуть дальше расположен храм в честь Собора новомучеников и исповедников Российских. Внутрь не заходила, тк новые храмы не очень впечатляют.

Город оставил положительные эмоции, очень здесь мило и уютно!! Считаю, что не самое туристическое место, но определенно заслуживает внимания!!

В 10 километрах от Приморска недалеко от поселка Ермилово, прямо по обе стороны шоссе тянется линия валунов. Я сходила только в одну сторону, шла около полутора километров.

Это знаменитая Линия Маннергейма, штурм которой стал главным сражением советско-финской войны 1939-1940 годов. Сейчас это место слабо напоминает сильно укрепленный участок, тк все валуны покрыты мхом и совершенно забыты.

Вся линия протянулась от Финского залива до Ладожского озера более чем на 100 километров. А здесь ее начало, этот участок был построен одним из первых. На первую линию обороны финны затратили всего 300 тысяч марок. Густав Маннергейм, в то время очень авторитетное лицо, настаивал на увеличение затрат, но убедить правительство ему не удалось, и он ушел в отставку.

Во второй половине 1930-х годов Советский союз предложил финнам “обмен территориями”, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда, но финны не согласились, тк рассчитывали, что в случае войны и так получат Карелию, и нынешние территории Карельского перешейка останутся за ними. В первую очередь они  рассчитывали на крупные государства, которые выступят на стороне Финляндии против коммунизма. Переговоры не увенчались успехом, и тут Маннергейма услышали. После этого началась перестройка укреплений, на каждый ДОТ выделяли по миллиону марок.

Так вот противотанковые надолбы это всего лишь первая линия укреплений, между которыми натягивалась колючая проволока и были установлены противопехотные мины. Название “зубы дракона” появилось потому, что раньше эти валуны располагались в чистом поле, не было такого густого леса, и территория отлично простреливалась из пулемета, и для солдат они были символом смерти.

Интересно то, что этот участок линии Маннергейма в боевых действиях не участвовал, тк оборону войска Красной Армии прорвали в районе  Гаврилово, где располагалась высота 65,5 метров. А гарнизон этого участка отступил, тк боялся попасть в окружение.

Линия здесь виляет, а затем прерывается железной дорогой, скорее бывшей, тк сейчас здесь только насыпь. В итоге она закончилась, но ДОТов рядом я не нашла.

Но ДОТ в этот день я должна была найти, дело принципа!! В итоге, не очень далеко от надолбов, в лесу, недалеко от Высокинского озера я добралась до укрепузла Инкиля.

Здесь расположен ДОТ фланкирующего огня. Взорван, судя по всему, нашими.

Это место давно было у меня на примете, но ДОТ казался так далеко от дороги, а на самом деле, всего 5 км, причем вдоль озера, по грунтовке в лесу. Пока шла встретила всего одну машину.
Так вот, ДОТ хоть и вполне нормально выглядит после взрыва, залезать стремно как-то было. Вдруг, как известно, бывает только пук, но стать частью памяти о Зимней войне не очень хотелось. Трусиха, блин!!

Судя по описаниям в интернете, строение это было очень мощное, и помимо надземной части, имело также и подземную, которая вмещала от 12 до 24 человек. Имелся свой колодец, здесь же были оборудованы спальные места с двухъярусными нарами. В холодное время помещение обогревалось печками. Живи не хочу!!

Окончание поездки хотелось закончить природной красотой, поэтому вышла к заливу.

Вдоль него дошла до острова Малый. Вроде остров, но на него можно перейти вброд.

Не знаю всегда ли здесь так мелко, но я, посмотрев на впереди идущих людей, тоже подвернула джинсы и пошла.

Место просто необыкновенное. Тишина и спокойствие, хотелось побыть там подольше!!

Подводя итог, скажу, что Приморское шоссе – это кладезь интересных мест. Я увидела совсем немного, планирую продолжать исследовать это направление и вам советую!!